среда, 23 марта 2016 г.

Россиян поделили на шесть типов

Кризис разделит российский рабочий класс на новую высокооплачиваемую элиту и невостребованных работников с недостаточной квалификацией. Такие изменения предсказывает фонд «Общественное мнение», который объявил о существовании шести типов россиян в зависимости от их потребительского поведения и жизненной стратегии. Типы условно названы: «инвестор», «путешественник», «гедонист», «заемщик», «обыватель», «аутсайдер». Подробнее о новой классификации россиян социологи планируют рассказать на конференции в Москве в апреле.

Деление населения на общепринятые социальные или профессиональные группы не всегда отражает реальные изменения в обществе. Представители одного класса могут иметь разные жизненные ориентиры, стили потребительского поведения, стратегии адаптации к кризису.

О новой классификации россиян планируют рассказать на Апрельской конференции Высшей школы экономики специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Будет представлен доклад «Действующие лица российского социума и их антикризисные стратегии», в котором социологи ФОМа Елена Петренко, Екатерина Богомолова, Елена Галицкая и Юлия Кот выделяют шесть типов россиян. Новая классификация была построена на основе общенациональных мегаопросов за март и ноябрь 2015 года. Каждый опрос охватил 60,5 тыс. человек старше 18 лет.

Социологи выясняли не только профессию и достаток респондентов, но и такие детали, как умение пользоваться мобильным телефоном, компьютером и Интернетом, привычка ездить за границу, посещать косметические салоны, фитнес-центры и нанимать домработниц, отношение к кредитам, к инвестированию свободных средств в ценные бумаги. Как поясняется, многое из перечисленного требует от человека не только материального достатка, но и должного уровня личностного развития.

«Инвесторы» – самая малочисленная часть населения, на них приходится лишь 1% всех участников опроса. Большинство из них (57%) вкладывают деньги в ценные бумаги, треть пользуется кредитами. Это материально обеспеченные люди, которые часто нанимают домработниц, путешествуют за границей, занимаются в спортивном клубе и без проблем могут приобрести бытовую технику или даже автомобиль. Основные антикризисные стратегии «инвесторов» – мобилизация семейных ресурсов (продажа имеющихся ценностей, сдача в аренду или обмен квартиры) и миграция. В этой группе в три раза чаще, чем в среднем по выборке, встречаются предприниматели и руководители высшего звена. Три четверти «инвесторов» моложе 45 лет, каждый третий – моложе 30. Как правило, это жители Москвы и Петербурга.

На «путешественников» приходится 13% участников опроса. Они «вкладывают» средства в заграничные поездки. Каждый второй имеет дело с иностранной валютой. Иногда «путешественники» берут кредиты: в течение последних двух-трех лет каждый третий пользовался банковским займом. Некоторые из них (20%) могут позволить себе занятия фитнесом. Чаще всего в этой группе встречаются предприниматели, специалисты, низовые руководители. Среди них много москвичей и петербуржцев.

«Гедонисты» (16% респондентов) готовы отказаться от путешествий, но не от посещения косметических салонов и фитнес-центров. При этом доходы у них значительно ниже, чем у первых двух типов. Каждому второму из них не хватает на покупку крупной бытовой техники, не говоря об автомобиле. Среди «гедонистов» каждый четвертый занимает должность специалиста, каждый пятый – рабочего. «Гедонистов» можно встретить в городах. Многие из них моложе 30 лет.

К «заемщикам» были причислены 19% опрошенных. Подавляющее большинство из них живут в кредит: 81% оформлял в течение последних нескольких лет банковский кредит, 31% – кредит в магазине. Это их ключевая модель потребительского поведения. Более трети «заемщиков» заняты на рабочих должностях, примерно каждый седьмой – служащий или технический специалист. Они обитают и в сельских, и в городских поселениях – «чаще провинциальных, реже столичных», пишут социологи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий